Имя Пароль


Статьи, Публикации, Письма ...

Круглый стол №2 «Природные ресурсы: проекты и схемы освоения»

Опубликовал: VitVus 23.09.2006 00:22 просмотров (4000) ·

России необходима комплексная схема ресурсного освоения восточных регионов, считает председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации Виктор Орлов. «Локальные» проекты не могут обеспечить полноценного социально-экономического развития востока России, убежден председатель комитета Виктор Орлов. Для полноценного и самодостаточного существования Сибири и Дальнего Востока необходима комплексная схема ресурсного освоения восточных регионов, заявил он на круглом столе №2 БЭФ «Природные ресурсы: проекты и схемы освоения».
Как отметил заместитель руководителя Федерального агентства по недропользованию Виктор Бавлов, на сегодняшний день минерально-сырьевой комплекс (МСК) РФ занимает около 60% в валовой выработке РФ. На 100% эта отрасль формирует федеральный бюджетный инвестиционный фонд. При этом в МСК занято 2,2% трудоспособного населения России, комплекс дает 4% общего фонда оплаты труда. При этом вклад бюджетных средств в развитие МСК составляет около 0,2%.

Виктор Орлов заявил, что предложенный Министерством экономического развития ряд проектов (особые экономические зоны, концессии, развитие проектов в Нижнем Приангарье и Читинской области) не могут удовлетворить потребности восточных регионов. Без введения комплексной схемы проекты будут работать на локальные интересы, и не обеспечат перспектив развития.

Орлов привел несколько фактов, которые характеризуют современное положение с разведкой, разработкой и добычей полезных ископаемых в РФ. По неофициальным данным, объем изъятия средств из федерального инвестфонда в связи с деятельностью рынка теневых коррупционных сделок с объектами недропользования составляет около 1,5 млрд. рублей ежегодно.

Виктор Орлов отметил, что, несмотря на достаточно высокие темпы социально-экономического развития РФ в последние годы, регионы «от Енисея» не получают достаточно средств, чтобы улучшить социально-экономическую ситуацию.

По данным 2005 года, из 26 регионов Сибири и Дальнего Востока, только в шести объемы отгрузки продукции добывающей отрасли на душу населения превышают среднероссийский показатель (21 тыс. рублей). Это, к примеру, Томская область, где показатель – 66 тыс. рублей, Кемеровская – 55 тыс. В остальных, в том числе и Иркутской области, эти объемы составляют от 6 до 12 тыс. рублей. Доля продукции недропользования в валовых региональных продуктах не превышает 3-4%.

Скорректировать сложившуюся ситуацию возможно только за счет положительных сдвигов в топливно-энергетическом комплексе и развитии горно-металлургической отрасли. По мнению Виктора Орлова, на востоке России в ближайшее время могут получить развитие «центры роста» в Иркутской области, Эвенкийском АО, республике Саха (Якутия), Сахалинской области. Это может дать толчок к развитию сопутствующих отраслей – транспорт, энергетика, связь. По мнению Владимира Бавлова, восток России должен рассчитывать на развитие Лено-Тунгусской нефтегазовой провинции.

По словам заместителя главы администрации Иркутской области Павла Вибе, Иркутская область также делает ставку на добычу и переработку углеводородов. В регионе за три последних года уже переданы в разработку 12 площадок углеводородного сырья, подготовлены к освоению еще 10, в 2007 планируется передать 18. Перспективная задача – выход на добычу 800 млн. тонн нефти в год.

Виктор Орлов отметил, что зачастую при расчете социально-экономического потенциала регионов востока России за основу берут высокие бюджетные нагрузки и дотационность субъектов. В этом случае, как считают эксперты, для того чтобы выйти на самоокупаемость, региону востока России требуется увеличение валового продукта в 6-7 раз от существующих показателей. По мнению Виктора Орлова, эта методика «лукавит», так как перераспределение налоговой базы в пользу территорий, и закрепление на местах крупных предприятий не только позволяет наполнить местные бюджеты, но резко снизить дотационность.

По мнению экспертов, в РФ необходимо возродить систему комплексной геологической разведки недр. По словам Владимира Бавлова, в последние годы в федеральном бюджете постоянно увеличиваются затраты на проведение геолого-разведочных работ. В 2005 году они составили около 17 млрд. рублей, в 2006 – планируется 18 млрд. В прошлом году было проведено 807 аукционов, около 2 тыс. лицензий получили переоформление. В федеральную казну поступило около 39 млрд. рублей, в 2006 ожидается более 30 млрд. Между тем, Виктор Орлов отмечает, что в РФ необходимо создать долгосрочную программу геологоразведочных работ. «Кратких «годовых» программ просто недостаточно для восстановления всего геолого-съемочного комплекса в РФ», - убежден Орлов. По мнению Павла Вибе, научное сообщество Сибири должно восстановить практику проведения научно-практических конференций по развитию производительных сил СФО. В частности, необходимо разработать концепцию развития минерально-ресурсной базы Приангарья.

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин рассказал о перспективах управления лесной отраслью РФ после вступления в силу новой редакции Лесного кодекса. «Надо отметить, что с 2007 года лесное хозяйство РФ начинает новый этап своего движения, что послужит более динамичному развитию ЛПК Сибири и Дальнего Востока», - заявил Рощупкин.

Новые правила игры на лесном рынке, по его мнению, обеспечат рост доходов лесной отрасли, в частности, за счет разработки системы региональной поддержки производств по глубокой переработке леса. Развитию ЛПК страны будет способствовать и введение долгосрочной аренды на лесные участки. В 2005 году доля такого вида в общей структуре арендных отношений в СФО увеличилась с 29 до 51%.

В новой редакции ЛК расширен и перечень щадящих форм лесопользования. В частности, включен такой вид, как рекреационное пользование лесными угодьями. Это повлечет за собой увеличение платежеспособного спроса на рекреационные услуги, отмечает Рощупкин.

По его словам, сейчас на уровне правительства РФ рассматриваются не менее 30 крупных проектов по глубокой переработке леса. В частности, это увеличение доли деревянного домостроительства, постройка новых целлюлозно-бумажных комбинатов. Рощупкин сообщил, что в течение трех ближайших лет будут запущены пять «пилотных» проектов по лесовосстановлению (предполагаемые вложения в каждый – около 1,5 млрд. рублей).

- Рекомендаций по развитию ресурсного потенциала востока России не должны носить характер директивы, и формулироваться сверху. Это, прежде всего, поисковая работа, в которой должны принимать участие и регионы, и добывающие компании, и государство, - заявил Виктор Орлов.

Дискуссионная площадка «Концептуальные положения стратегии развития ЛПК Сибири и Дальнего Востока»

Одна из основных проблем развития лесопромышленного комплекса Сибири – это нехватка сырья. К такому парадоксальному выводу пришли участники дискуссионной площадки «Концептуальные положения стратегии развития ЛПК Сибири и Дальнего Востока», которая прошла 21 сентября в рамках IV Байкальского экономического форума. Нехватка древесины объясняется, во-первых, большими объемами экспорта круглого леса за границу, и отсутствием доступа к лесным ресурсам из-за неразвитости дорожной сети.

По словам заместителя главы администрации Иркутской области Виктора Долгова, в Иркутской области на тысячу га леса приходится 1,3 км дорог, для сравнения в Финляндии на такую же площадь приходится 40 км дорог. При этом стоимость строительства одного километра дорог в Сибири обходится в 3,5 млн. рублей. По его мнению, без помощи бизнеса эту проблему не решить.

Присутствовавшие руководители бизнес-структур, в частности, корпорации «Илим Палп», отметили, что они готовы участвовать в строительстве дорог, но им, в свою очередь, нужны гарантии власти, что социальная сфера этой территории будет развиваться. Лесопромышленники пояснили, что им будет невыгодно вкладывать деньги в создание инфраструктуры районов, а потом их осваивать вахтовым методом.

Лесопромышленники отметили, что именно из-за дефицита сырья многие инвестиционные проекты не были реализованы – бизнес не будет вкладывать деньги в новое производство, если нет гарантии, что предприятие на долгие годы будет обеспеченно древесиной.

Генеральный директор ООО «Русский лес» Александр Рудик отметил, что решить проблемы нехватки лесовозных дорог можно -- сейчас на территории Восточной Сибири идет активное строительство нескольких крупных трубопроводных систем, в частности ВСТО. Для их обслуживания строятся технических дороги, которые в будущем можно будет использовать как лесовозные, для этого региональной власти необходимо скоординировать действия этих двух сторон.

Не менее остро в лесной отрасли стоят социальные проблемы, в частности, развития лесных поселков. Глава Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин отметил, что этому вопросу не уделено должного внимания на федеральном уровне, в частности, в готовящемся Лесном кодексе нет раздела, посвященного социальной сфере.

Генеральный директор ЗАО «Илим Палп» Сергей Костылев отметил, что социальный проблемы отражаются и на развитии производства – главы муниципальных образований не заинтересованы во внедрении новых высокопроизводительных технологий, поскольку они чаще всего сопровождаются сокращением рабочих мест, а муниципальные бюджеты формируются за счет подоходного налога.

Валерий Росщупкин рассказал, что сейчас идет процесс создания так называемых региональных лесных планов, которые станут своеобразным мостом между бизнесом, федеральной и региональной властью, где будет отражена среднесрочная стратегия развития лесопромышленного комплекса каждого отдельного региона, и определен вклад каждой из сторон в развитие лесной отрасли региона.

На дискуссионной площадке генеральный директор ОАО «ПО «Усть-Илимский ЛПК» Владимир Батищев провел презентацию пилотного проекта лесного терминала, организованного на базе предприятия. Напомним, что идея создания терминалов впервые была озвучена иркутской обладминистрацией в начале лета 2006 года. Лесной терминал представляет собой площадку для сбора, сортировки и отгрузки древесины, что позволит контролировать отгрузку леса и проверять законность его заготовки.

Представители федерального агентства лесного хозяйства предложили региональной власти выйти с законодательной инициативой по приданию официального статуса терминалам в Лесном кодексе или других федеральных законодательных актах.

Кроме того, на круглом столе присутствовали представители финансовых структур. По мнению банкиров, лесная отрасль является наиболее интересной для кредитования, поскольку это единственная не капитализированная сфера российской экономики. Но разрозненность предприятий и малое количество серьезных игроков на рынке не позволяет им привлекать в отрасль крупные инвестиции под свои проекты.

Подводя итоги, ведущий дискуссионной площадки – первый заместитель председателя Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Чуркин предложил участникам направлять свои предложения в администрацию Иркутской области до конца сентября, где они будут суммированы и предложены на парламентских слушаниях по Лесному кодексу 9 октября в Санкт-Петербурге.


Источник: Агенство "Телеинформ"

версия печати      Адрес новости: http://ust-kut.ru/news.php?readmore=97

Все Новости


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

1