Усть-Кут.RU - Главная страница
История города
Прислано UK_ONLINE на 25.08.2006 17:48

Усть-Кут - вчера и сегодня

Первые русские землепроходцы вышли на Лену в начале 20-х годов XVI I века. Пантелей Демидович Пянда три года по реке Нижняя Тунгуска шел к волоку в районе нынешнего Чечуйска. Выйдя на Лену, он спустился до Якутской земли, а затем пошёл вверх по Лене и дошел до места, где теперь расположено село Верхоленск, бывший уездный город.

Местное население — буряты — указали ему путь на Ангару, по которой он с отрядом спустился до Енисейска. Так русские люди впервые проложили путь на Лену.

В 1628 году десятник Василий Ермолаевич Бугор, по указанию Енисейского воеводы, вышел на Лену, но уже другим путем — по Ангаре, Илиму, Купе, Куге. Им в устье Куты было поставлено зимовье... В. Бугор собрал ясак с местного населения — тунгусов, привел их в подданство русского царя.

В 1631 году на Лену вышел отряд казаков Ивана Галкина и Петра Бекетова. Бекетов ушел вверх по Лене, а Иван Галкин со своими людьми построил в устье Куты острог Усть-Кутский.

В 30-х годах XVII столетия видную роль в освоении Приленья сыграл промышленный человек из Устюга Великого, землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. Он в 1639 году построил недалеко от острога соляные варницы, завел первые на Лене и Восточной Сибири пашни, организовал ямскую гоньбу.

Усть-Кутский острог сыграл видную роль в освоении русскими землепроходцами Северо-Востока Сибири. Здесь строились досщаники для Великой Северной экспедиции Витуса Беринга, были здесь и Алексей Чириков, братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, первооткрыватели Камчатки Атласов и Крашенинников, "Российский Колумб" Г. И. Шелихов.

Далекий и холодный край служил долгие годы местом ссылки противников самодержавия. Через Усть-Кут в Илимскую ссылку был провезен першей русский революционер А. Н. Радищев, в Киренск — декабристы Голицын н Веденяпин, в Вилюйск — Н. Г. Чернышевский. На Усть-Кутском солеваренном заводе отбывали каторгу польские повстанцы-участники восстания против царизма в 1863 году. В Якутскую ссылку были провезены первые рабочие-революционеры Петр Алексеев и Василий Герасимов.

В начале XX века в Усть-Куте появились ссыльные социал-демократы, эсеры, анархисты. В августе 1900 года в Усть-Кут в ссылку прибыл с женой Л. Д. Троцкий. Видную роль среди политических ссыльных Киренского уезда играли Артем (Сергеев) и Е. А. Бабушкин. Колония политических ссыльных в деревнях уезда порой насчитывала свыше двухсот человек.

В 1856 году на реке Лене появился первый пароход. В судоходстве видную роль сталаиграть Усть-Кутская пристань. Отсюда на север начинали свой путь карбаса и пароходы видных Ленских торговцев и промышленников Громова, Глотова, Кушнарева и др.

;

Усть-Кутский острог с картины Н. Ульянова

До революции в Усть-Куте была церковно-приходская школа, церковь, несколько магазинов и кабаков. Больницы, аптеки, библиоте-ки, дома культуры не было.

Основная масса населения занималась земледелием, охотой, извозом.

Советская власть в Киренском уезде установилась в декабре 1917 года. Но летом 1918 года она уже пала в результате переворота. С осени 1918 года в Сибири установилась власть адмирала Колчака.

В 1919-20 годах Приленье и Илимский край были охвачены пламенем гражданской войны. 13 ноября 1919 года Усть-Кут был освобожден от колчаковцев партизанскими отрядами Северо-восточного фронта красных партизан, которых возглавлял Д. Е. Зверев. На борьбу с колчаковцами поднялось все Приленье. 6 декабря в селе Боярск восстали солдаты 53 сибирского полка, затем крестьяне Марковской и Макаровской волостей.

К концу декабря Советская власть в Приленье была восстановлена до Якутска.

В январе-декабре 1920 года в уездном городе Киренске состоялся первый уездный съезд Советов, наметивший пути социалистических преобразований.

В 20-30 годы в жизни населения произошли значительные измене-ния. Была проведена большая работа по ликвидации неграмотности. До революции 85% населения не умели ни читать, ни писать. Была оказана помощь крестьянским хозяйствам, пострадавшим от войны. Завозились сельхозмашины.

В 1929 году началось строительство пристани Осетрово, в 1932 году первую продукцию — деревянные баржи дала Осетровская судоверфь. Возобновилось начатое в 1918 году строительство Ангаро-Ленского тракта. На Лене появилась световая обстановка и начались работы по улучшению ее фарватера.

В 1926 году в Усть-Куте открыта больница на 10 коек. Появились первая библиотека, народный дом. В 1928 году начал действовать Усть-Кутский курорт.

В 1932 году во всех деревнях района были открыты школы, было введено всеобщее начальное обучение.

В 1932 году в районе завершилась коллективизация крестьянских хозяйств. Возникло 38 колхозов. В 1939 году на полях колхозов появи-лись первые трактора, образовалась Усть-Кутская МТС.

В январе 1938 года вышел первый номер районной газеты "Ленский большевик", в этом же году пошли первые автомашины по новому тракту "Заярск—Осетрово". С 1936 года началось регулярное движение по Лене пассажирских теплоходов. Воздушное сообщение началось с посадки в 1928 году в Усть-Куте первого гидросамолета. В 1940 году в домах устькутян загорелись первые электрические лампочки.

В 30-х годах созидательный труд был омрачен репрессиями. Не-сколько десятков жителей района: активных участников партизанского движения, руководителей Советов, колхозов, просто рядовых тружеников — были репрессированы.

22 июня 1941 года мирный труд был прерван вероломным нападе-нием фашистской Германии. Более 3000 земляков ушли защищать Родину. Наши земляки сражались под Москвой, защищали Ленинград, стояли насмерть под Сталинградом, форсировали Днепр, брали штурмом Берлин. Высокого звания Героя Советского Союза удостоен уроженец деревни Кокуй Антипин Иван Николаевич, устькутяне Андреев Михаил Александрович, Пестерев Алексей Иванович. Более 1000 наших земляков не вернулись с полей войны.

Труженики тыла своевременно выполняли задания по сдаче зерна, мяса, масла, овощей. Работники пристаней Осетрово и "Лензолотофлота" обеспечивали выполнение заданий по отгрузке грузов на Север. Коллектив Осетровской судоверфи получил личную благодарность Верховного Главнокомандующего за добросовестный труд и сбор средств на строительство торпедных катеров "Речник Лены" для моряков Балтики. Более 1000 посылок, 22 тысячи теплых вещей отправили жители района на фронт. На строительство танковых колонн "Иркутский колхозник" и "Иркутский комсомолец" было собрано 1,5 миллиона рублей деньгами и до двух миллионов рублей облигациями госзайма.

В послевоенное время главной задачей стала борьба за хлеб. В 1948 году большая группа колхозников была отмечена за высокий урожай высокими наградами. Звания Героя Социалистического Труда был удо-стоен звеньевой колхоза "Новая жизнь" (д.Верхне-Марково) Игнатьев Леонтий Михайлович, орденами Ленина награждены Чупров Фаддей Евгеньевич — председатель колхоза, колхозники Чупров Михаил Прокопьевич, Космаков Иван Семенович, Марков Алексей Иннокентьевич, Гришаев Василий Никифорович. 25 ноября 1950 года на берега Лены пришел первый поезд. Район из сельскохозяйственного постепенно превращался в промышленный. Началось строительство Осетровского речного порта, строится верфь металлического судостроения, РЭБ флота, аэропорт, развиваются леспромхозы, усиленно ведутся геологические работы.

;
Усть-Кутская пристань. 1903 год.

В июле 1954 года Усть-Кут получил статус города. Большие измене-ния начались в Усть-Куте с началом строительства БАМа. 2 мая 1974 года устькутяне встречали первый отряд строителей-посланцев XVII съезда ВЛКСМ, возглавляемый Виктором Лакомовым. Штаб Западного участка БАМа расположился в Усть-Куте. Здесь же обосновались тресты "Ленабамстрой", "Запбамстроймеханизация", "Мостострой-9", несколько строительных поездов и механизированных колонн, которые стали основными застройщиками города.

В сентябре 1975 года строителями был сдан первый мост через Лену, по нему прошел поезд до станции Таюра (п. Звездный). На карте района в эти годы появились новые поселки Звездный, Ния. Население Усть-Кута к концу 60-х годов превысило 60 тысяч человек.

Сегодня Усть-Кут — крупнейший транспортный узел в Восточной Сибири. Осетрово — крупнейший речной порт России. Отсюда отправляются потоки грузов в золотоносные районы Бодайбо, Алдана, Якутию, Колыму, другие районы Крайнего Севера. Разрослась и стан-ция Лена, ежедневно она принимает сотни вагонов с народно-хозяйст-венными грузами. Отсюда во все концы России, страны СНГ, за рубеж идут вагоны с лесом. Устькутяне имеют прямое пассажирское сообще-ние с Иркутском, Красноярском, Москвой.

Расширяется аэропорт. Воздушные линии связывают город с Иркутском, Братском, Киренском, Бодайбо, Мирным, Якутском.

Одним из крупнейших в области является и Усть-Кутское автопредприятие.

;
Усть-Кутский солеваренный завод в начале XX века.

Крупная судоверфь, РЭБ флота, нефтебаза, предприятия лесной промышленности стали сегодня составной частью города.

С каждым годом растет и благоустраивается наш город. Большим событием для горожан явилась сдача в декабре 1989 года автомобиль-ного моста через Лену.

В 1993 году строители сдали новый рынок, новый больничный комплекс, в 1994 году – гостиницу "Лена".

Однако сегодня в городе ощущается острый недостаток в жилье, школьных зданиях.

Продукцией сельского хозяйства город частично обеспечивают сов-хозы "Подымахинский", "Верхнеленский". КФХ "Винея" и другие фермерские хозяйства, подсобные хозяйства в Омолое, Туруке, Мак-симово и др. В 60-70 годы сельское хозяйство района пришло в упадок. С карты района исчезло около 30 деревень. Сократились посевные площади, поголовье скота. В основном продукция сельского хозяйства сейчас привозная. За последнее время в районе появилось несколько фермерских хозяйств, растут садово-овощные кооперативы. Число дачных участков приближается к 10 тыс. Переработкой сельскохозяй-ственной продукции заняты Усть-Кутский молокозавод, мясокомбинат, а даров леса — подсобный цех коопзверопромхоза.

За последние годы сильно изменился облик города. Новые 9-этажные дома выросли в микрорайоне станции Лена, в микрорайоне "Речники-2", п. Якурим. Заасфальтированы основные магистрали. В городе построен спортивный комплекс, плавательный бассейн, строится здание спортивной школы. В городе 10 средних школ, лицей, речное училище, 2 СПТУ, учебно-консультационный пункт Новосибирского института инженеров водного транспорта, филиал Братского индустриального института. Работают школа искусств, центр детского и юношеского творчества, станция юных натуралистов, станция юных техников.

Использована информация из справочника Усть-Кута,
Автор - Нектарий Константинович Марков.

Более подробно о городе и его жизни вы узнаете в соответствующих разделах сайта .

Смотреть на сайте Усть-Кут.RU

.

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (12)

|