Усть-Кут.RU - Главная страница
Масленица, блинчик для солнышка
Прислано UK_ONLINE на 24.02.2009 21:30

Масленица, блинчик для солнышка

масленица

До наших дней дошло совсем немного действительно языческих праздников, да ещё таких, какие бы не были адаптированы христианской верой. Масленица, Купалье, да Коляды – вот, пожалуй, и всё. Но если Купалье приурочено к рождению Иоанна Крестителя, Предтечи, церковному празднику, а Коляды – к Рождеству Христову, то вот Масленицу христианские миссионеры не сумели «христианизировать».

Что же такое масленица, откуда она взялась, какими традициями дополнилась в более поздние времена?

У наших далёких предков-язычников, ещё до крещения Руси, Масленица длилась почти месяц и знаменовала собой проводы Зимы, встречу Весны и объединяла разбежавшиеся ныне празднования «проводов Зимы» и «призывания весны». Фактически это был месяц, когда люди, говоря современным языком, боролись с сезонными депрессиями и доедали остатки прошлогодней роскоши. Не зря христиане так легко включили в народную традицию Великий Пост перед Пасхой: реально регионы «рискованного земледелия», опять же, говоря современным языком, в период самого начала весны обычно приканчивали все запасы и тянули до первой травы буквально из последних сил. Никаких разносолов в этом время, как правило, уже не оставалось. Да и первая трава – например, та же крапива – это всего лишь пустые щи, но на них уже с голоду не умрёшь…

И каждый год, согласно древнерусским летописям, именно начало весны, пока земля не прогрелась, было самым тяжёлым периодом. Больше всего болезней и смертей, особенно детских, припадали именно на февраль-март. Все это знали, все понимали, что многие слабые члены общины до весны могут не дожить. Потому и Масленица была не просто проводами Зимы, но ещё и своего рода общинным праздником еды. Люди как будто показывали Зиме, что они, конечно, продержатся ещё долго – вон какие колоссальные запасы накопили. Но при этом исподволь звали Весну, разжигая костры, выпекая блины.

Ведь и костёр, и блин, и масло – это символы бога солнца, Ярилы, которому поклонялись наши предки. А печёные жаворонки, которых делали деревенские девушки с появлением первых проталин – естественное жертвоприношение и оно же приглашение Яриле приходить скорее, прогревать землю и давать людям пищу.

Поскольку редко действительно глобальное веселье проходит «за закрытыми дверями», люди не прятались в свои дома, хотя Масленицу начинали справлять в феврале, который называли «лютым» месяцем, и погода редко напоминала летнюю. Главные развлечения – это катание со снеговых и ледяных гор, построение снежного городка и его взятие, кулачные бои – и блины, блины, блины…

Подготавливать снежные и ледяные горы начинали заранее, ещё с осени. На горах, на которых в Масленицу потом катались, выкладывалась солома как символ урожая и просьба о будущем урожае. А накануне собственно гуляний горы поливали – пусть иногда и чисто символически – растопленным маслом. С одной стороны, это также было жертвоприношением, с другой – демонстрацией больших запасов и, соответственно, жизнеспособности общины.

Что касается кулачных боёв, то они проводились и в рамках одной деревни, и «деревня на деревню», но всегда – только до первой крови. Победители в кулачных боях – а принимали участие в подобном развлечении молодые парни – имели больший авторитет перед другими членами общины, и – значительно более высокие шансы, что родители избранной девушки не будут противиться браку. Ну и, разумеется, что девушка будет не против, ведь «гарбуза» (тыкву, кабачок) могла дать и девушка – в знак отказа.

Ну и – самое приятное. Блины…

Именно Масленица привнесла в народную культуру удивительное разнообразие рецептов, из которых неизменными оставались только блины. Блины с икрой, блины с мёдом, блины с вареньем, блины с грибами, с рыбой и многими, многими другими начинками.

Мало кто сегодня вспоминает, что привычные «конвертики» или «кулёчки» из блинов, в которых скрывается начинка, представляли собой у наших предков своего рода лотерею. Нередко на общий стол готовили хозяйки из разных домов. И блины могли либо отличаться – и рецептами, которые хозяйки хранили бережно, передавая из поколения в поколение, и формой закрутки – либо не отличались внешне, а только начинкой.

А поскольку блин, как мы уже говорили – это своего рода символ бога солнца Ярилы, то и выходит, что начинка – это своего рода жертва божеству. Чтобы солнца было много и зерно и плоды успели вызреть, но чтобы горячие лучи не привели к пожару и засуха не уничтожила урожай.

А поскольку изначально первым пробовал блины глава общины (вероятно, это своего рода отзвук магическому действию на капищах, языческих местах поклонения богам), блины, приготовленные для всех, на самом деле адресовались Яриле.

А ну-ка – блинчик для солнышка, а?

   

Смотреть на сайте Усть-Кут.RU