Усть-Кут.RU - Главная страница
Истоки сказки
Прислано UK_ONLINE на 19.08.2009 23:01

Чему научиться у сказки

сказки и сказочники

      Литературная сказка — могучий пласт, самородок художественной литературы. Этот жанр - универсальный способ охватить все многообразие окружающей нас жизни, природы и человеческих отношений.

      Фундаментом, на котором вырос чудесный дворец литературной сказки, стала сказка народная. Эти два направление – ближайшие родственники, и рассматривать их можно только в тесной взаимосвязи. Литературная сказка не могла родиться на пустом месте. Фундаментом ее стала именно народная сказка, которая обрела всеобщую любовь и известность благодаря писателям - фольклористам.

      Своим рождением, как уникального и независимого жанра, сказка обязана Ш. Перо, а родиной ее стала Франция. Ш. Перо издает сборник "Сказки моей матушки Гусыни"(1697г) и мир знакомится с такими, теперь уже так хорошо знакомыми нам героями: Спящей красавицей, Красной Шапочкой, Котом в сапогах, Мальчиком-с-пальчик и многими другими.

      В сборник входили восемь сказок, из которых семь были истинно народными. Сказки эти тонко и правдиво, точно и талантливо сумели запечатлеть национальные черты. Перро блестяще удается воспроизвести дух времени и увековечить своих колоритных персонажей в литературных образах.

      Колоссальный вклад в становление и развитие литературной сказки, как уникального жанра, внесли братья Гримм, которые одними из первых истинных почитателей народной мудрости, сумели создать персонажей, которые думали, чувствовали и говорили понятным и простым языком. Благодаря им, сегодня трудно найти малыша, который не сопереживал бы героям сказки о забавной "умной Эльзе", по детски нескладной, и по взрослому рассудительной.

      А бременские музыканты? Кто из нас в детстве не опасался за судьбу несчастных, оставленных в глухом и темном глухом лесу ребятишек, которые пытаются отыскать дорогу по белым камешкам, разбросанным на земле? Кто не восхищался в душе над лихими проделками портняжки – храбреца, сокрушающего «…семерых одним ударом!»?

      Братья Гримм очень ответственно и трепетно относятся к тому, что связано с сохранением подлинно народного духа сказки, чтобы дань моде, политике, да и собственный гениальный отпечаток не накладывались на аборигенный строй народного языка, на простую по структуре, но вместе с тем завораживающую чистотой чувств и мировосприятия народную сказку.

      Сказки братьев Гримм живые и простодушные, степенные, а иногда и лукавые явились не просто этнографическим достоянием, но подлинно значительным явлением немецкой романтической литературы.

      Великие сказочники прошлого передали эстафету сказочного огня другим гениям жанра, мудрым учителям детей многих поколений – Гансу Христиану Андерсену, Милну, Лингрен, Бажову, Чуковскому… и многим многим другим.

      Ганс Христиан Андерсен, утверждал, что сказка — "это самое блестящее, самое лучшее в мире золото, золото, что блестит огоньком в глазках детворы, звенит смехом из детских уст, а заодно и уст родителей". Так говорил Г. Х. Андерсен - сказочник, умеющий научить разглядеть чудо в повседневности, чьи сказки наполнены всей гаммой человеческих чувств и переживаний, с главенствующей над всеми ними любовью.

      Со временем в сказку вплетается форма и содержание других жанров — драмы, поэзии, романа. В повествование приходят элементы лиризма, эпичности и драматизма, но неизменной остается роль народной сказки, как неисчерпаемого источника вдохновения и кладезя мудрости.

      Психологический исток острой привязанности детей к классической сказке лежит в потребности и возможности "пережить и изжить детские эмоции". Дети нуждаются в сказке как в добром слове, ведь она становятся необходимой составляющей развития и превращения их в личность.

     

Cпециально для участия в конкурсе на Умке: Учимся вместе!

Смотреть на сайте Усть-Кут.RU