Усть-Кут.RU - Главная страница
Уступите дорогу…молодым!
Прислано UK_ONLINE на 28.08.2010 14:22

Уступите дорогу…молодым!

А помните, как это было…


    Слышишь, время гудит - БАМ,
    На просторах крутых - БАМ,
    И большая тайга покоряется нам.
    Слышишь, время гудит - БАМ,
   На просторах крутых - БАМ,
   Это колокол наших сердец молодых

     ГИМН БАМу продолжает звучать. Его продолжают петь бывшие строители железнодорожной трассы. Они вспоминают 1974 год, когда одержимые романтикой, жаждой трудиться и обживать таежные края отправились на комсомольскую стройку. Им предстояло не только проложить рельсы Байкало-Амурской магистрали, но и заселить суровые сибирские земли.

     Крупнейшую станцию Ургал строила Украина. Станцию Муякан – Белоруссия, Уоян – Литва. Кичеру – Эстония, Звездный – Армения, Улькан – Азербайджан, Солони – таджики, Алонку – молдаване. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи. Позже поселки превращались в города.


    «Мы поселок назвали бы Снежный,
    Потому что, когда мы пришли,
    Падал снег, исключительно нежно
    Укрывая морщинки земли.
    А еще потому, что в десанте
    Шел парнишка совсем молодой,
    По-сибирски красив и талантлив,
    С чутким сердцем и чистой душой.
    Но на деле случилось иначе:
    Назвала его Звездным страна,
    Потому что такие задачи
    До сих пор не решала она,
    А еще потому, что для многих –
    Молодых, переполненных сил —
    На строительстве этой дороги
    Звездный час в жизни их наступил…»

(Из личного дневника первопроходца, участника первого десанта, заслуженного строителя Виталия Корхова)

     В короткие сроки вырастали селения из брусовых домов и деревянных панелей. Они оснащались хорошей инфраструктурой: детскими садами, школами, банями, центральным отоплением, электричеством. Это были хорошие поселки. Они себя оправдывали. В них бамовцы не чувствовали себя временными жителями. Многие из них навсегда оседали в новых поселках. Это же факт: в те годы рождаемость на БАМе была выше средней по стране. Стройка-то – молодежная, перспективная.

     Никому тогда и в кошмарном сне не могло присниться, что случилось со страной и всеми нами в начале 90-х.

     Поселки бамовцев остались без снабжения. Люди потянулись на "материк"... Но были и несдающиеся. Они остались в тех краях, выстояли, и они твердо знают, что их труд был не напрасным.


    Среди сопок легла рельс стальных колея
    И составы по ней побежали.
    В этом море труда есть частица меня,
    Все места здесь родными нам стали.
    Много вод утекло, лет немало прошло
    И мы в Звёздном опять на рассвете.
    Только время прошло, всё травой заросло,
    Нет посёлка, в нём окна не светят.

( Виктор Усачев-первостроитель.)

     «Стратегия экономического развития Сибири - 2020» была утверждена в 2002 году распоряжением правительства России. Однако с того момента экономическая и социальная ситуация в нашей стране коренным образом изменилась: появились новые федеральные и отраслевые стратегические программы, в сибирских регионах началась реализация большого количества инвестпроектов, дополнительные вызовы обозначил и мировой кризис. В этой связи потребовалась корректировка документа.

     Согласно обновлённому варианту «Стратегии», к 2021 году предполагается провести модернизацию экономики на инновационной основе, завершить реализацию крупных проектов - ресурсных, в сфере транспортного и энергетического строительства. Главной же целью обозначено достижение высокого качества жизни населения.

     Необходимо реанимировать построенное, расширить разветвленность БАМа, обустроить прилегающие территории. Магистраль должна превратиться в мощный фактор развития, который в науке считается ключевым.

Языком цифр:

     А как «повысить привлекательность региона для молодежи»? Зачем учатся наши дети? Чтобы по окончанию обучения, молодым специалистом, грузить лес на вагоны, или работать официантом? Где еще можно работать молодому специалисту в таком поселке как, например, Звездный. В школе? Учительский состав на 80% состоит из учителей пенсионного и предпенсионного возраста. Конечно, по закону пенсионный возраст для учителя не является ограничением допуска к работе, если это не указано в его трудовом договоре. Так что же нашим детям, которые хотят после учебы вернуться и жить в родном поселке, ждать пенсионного возраста, что бы работать по когда-то полученной специальности?

     Вопрос о том, как уволить работника, достигшего пенсионного возраста, актуален для образовательных учреждений, особенно, в сельской местности. Количество детей и классов-комплектов на селе с каждым годом уменьшается, а количество учителей, достигших пенсионного возраста и вышедших на пенсию, наоборот, увеличивается. Вот и получается, что с сокращением классов - сокращают и работника, пришедшего позже других, т.е. молодого специалиста. Но не спешат учителя-пенсионеры писать заявление об увольнении по собственному желанию. Это и понятно. Размер выплачиваемой пенсии не позволяет сегодня жить безбедно рядовым гражданам России. Вот и стремятся пенсионеры, и сохранить работу, и получать пенсию.

     В школе это отражается на учебной нагрузке учителей. В сельской школе не у многих учителей учебная нагрузка превышает 18 часов в неделю, а у большинства не дотягивает и до 18, как предусмотрено постановлением Правительства России на ставку заработной платы.

     Учительская профессия в отличие от всех прочих не знает нормированного рабочего дня (только учитель ежедневно после школы до глубокой ночи готовится к урокам на завтра), выходных (в субботу и в воскресенье он тоже готовится к урокам) и нормального, не разбавленного служебными обязанностями отпуска. Учитель, настоящий УЧИТЕЛЬ, ежедневно работает не столько головой, языком, руками, сколько нервами, сердцем, душой, и что невозможно адекватно оценить в деньгах, иных материальных мерилах. Учителям, воспитавшим не одну сотню учеников - низким поклон.


    Учительство - не труд, а отреченье,
    Умение всего себя отдать,
    Уйти на долгий подвиг и мученье,
    И в этом видеть свет и благодать.
    Учительство - когда в глазах холодных.
    Зажжется понимания заря,
    И ты поймешь: старался не бесплодно.
    И знания разбрасывал не зря.
    Осыпанный цветным дождем букетов.
    И озаренный блеском сотен глаз,
    Прими, учитель, не слова привета,
    А часть души от благодарных нас!

     Мужество уйти - побеждает страх, а на что жить дальше? А, если серьезно, настоящий учитель "выходит замуж за школу" и Это навсегда. И в горести, и в радости, до последнего вздоха. А если совсем серьезно, то, конечно, уходить надо по достижении пенсионного возраста. Что бы дать молодым возможность вернуться в поселок, рожать и воспитывать детей, наполнить детские сады и школы звонкими детскими голосами, влить в поселок энергию, жажду жизни, то чего ему так не хватает сейчас. Двери школы всегда открыты для Вас, дорогие учителя-пенсионеры, на внеклассной работе. Ваш опыт бесценен! Уступите дорогу…молодым!

Носкова Ольга
20.08.2010

     

Смотреть на сайте Усть-Кут.RU