Имя Пароль

Статьи, Публикации, Письма ...

01.09.2009 Рубрика Фото

Цвет в портрете при искусственном освещении

Фотография долгие годы не знала цвета. И весь груз изобразительности несли на себе серо-черные тона. Они в той или иной мере символизируют драматизм, печаль и траур. Фотографы, насколько возможно, стремились преодолеть это ограничение за счет двух изобразительных средств — мягкого оптического рисунка и разнообразия светов и теней.

С появлением цвета в фотографии и дополнительных возможностей, которые дают графические редакторы и цифровое оборудование, сложность колористического воплощения и преобразования портрета по сравнению с другими жанрами фотоискусства возросла. Это объясняется тем, что фотографу приходится сталкиваться с большим количеством цветовых оттенков, обусловленных пластикой лица (окраска щек, губ, лба, волос, глаз, а также цветность одежды и фона).

В портретной фотографии цвет называют «статичным», поскольку модель находится в состоянии покоя, однако цвет все же остается ключевым моментом, поскольку печать фотографий через интернет передает малейшие нюансы. Однако распределением пятен цвета фотограф может взять под свой контроль.

Функция окрашенного света помимо подцвечивания теневых сторон касается всех остальных компонентов светотени. Она окрашивает блики, световые контуры, нежное свечение кожи лица, создавая тем самым «нюансы монохрома», которые способны нарушить цветность элементов лица.

Могут быть и другие причины, побуждающие к изменению направления потока окрашенного света. Как известно, отражательная способность кожи лба намного выше, чем других участков лица. У некоторых людей это проявляется особенно отчетливо и на изображении лоб выделяется своей белизной, контрастирующей с цветовым пигментом остальной части лица. В подобных случаях источник цветного света выполняет иную функцию, чем сказано выше. Его устанавливают выше головы, ближе ко лбу, под острым углом к плоскости лица, благодаря чему поток цветного света выравнивает цветность лица. Другая трудно разрешимая проблема фотографического цветного изображения, касающаяся всех жанров фотографии, но более всего усложняющая съемку цветного портрета, — это так называемая «расфокусировка цвета».

Устройство и действие глаза как элемента живого организма более сложно и совершенно, чем у механического глаза — фотообъектива, именно поэтому даже качественная печать цифровых фотографий не способна скрыть от глаза неточности цветопередачи. Дело в том, что хрусталик глаза обладает свойством изменять свою кривизну, в результате чего свет от точек объекта, находящихся на различном удалении от глаза, фокусируется всегда на поверхности сетчатки. Изменение кривизны хрусталика при рассматривании разноудалённых объектов происходит в результате непроизвольного сокращения или расслабления связанных с ним мышц. Рассматривая объемно-пространственные формы (к которым относится и лицо), глаз как бы обегает рассматриваемый объект, фокусируя одну точку объекта за другой. Такое свойство глаза называется аккомодацией.

Объектив такими свойствами не обладает. Он запечатлевает каждую точку в той степени четкости, в какой она удалена от сфокусированной точки, когда глубина изображаемого пространства в зависимости от значения диафрагмы не охватывает всего объекта. В результате на этом участке наблюдается потеря чёткости изображения. На черно-белом изображении постепенный спад на закруглениях объемной формы воспринимается зрителем как пластический эффект, имеющий художественное значение, ибо на снимке он выглядит как закономерно чередующийся градиент нежного полутона. В тональных переходах цветного изображения происходит трансформация цвета, который приобретает иной характер (в живописи это называется «грязным цветом»).

При съемке цветного портрета жесткорисующими объективами это явление оборачивается нарушением цветовой гармонии и делает снимок неприглядным. Этим можно объяснить то, что подавляющее большинство цветных портретных снимков выполняют «с запасом» глубины резко изображаемого пространства, так, чтобы все элементы лицевой части головы попали в эту зону, этот же прием используется в черно-белой фотосъемке, например, когда нужно изготовить фото на документы. Другое дело — применение для этой цели мягкорисующих портретных объективов, где спад резкости значительно более пластичный и, следовательно, иное изменение цвета. Говорить о «грязном цвете» на участках спада резкости уже не приходится. Пластичность оптического рисунка отражается на пластике цвета, и она воспринимается как колористический эффект.

Из всего сказанного можно придти к выводу, что правильное воспроизведение оттенков кожи лица есть наиболее главная и доминирующая проблема в изображении человека. Ее усиленное решение и будет определяющим в оценке эстетических качеств портретного изображения, так как несовпадения остальных цветов натуры в портрете не имеет сколько-нибудь важного значения для характеристики портретируемой личности. Неточности воспроизведения кожи лица, как фактуры, так и цвета, являются большим недостатком и обесценивают, может быть, удачную проекцию и выразительность лица.

Всего в РУБРИКЕ статей (писем) - 147    Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  

Архивы Новостей:
      2011     |   2010     |   2009     |   2008     |   2007     |   2006