Имя Пароль


Статьи, Публикации, Письма ...

Мы проехались по БАМу с чемоданом кожаным...

Опубликовал: VitVus 09.09.2006 09:54 просмотров (3861) ·

Легендарная комсомольская стройка вскормила на своем веку не одно поколение журналистов. Одни ее воспевали, другие проклинали. Как обстоят дела на Байкало-Амурской Магистрали сегодня? – такой вопрос пришел бы в голову далеко не каждому, со своими бы делами разобраться.


В Западной Сибири журналисты, работающие в Сибирской ассоциации медиаобразования, оказались не то сильно любопытные, не то сильно ушлые. Кто-то где-то как-то (в подробности не посвящали) договорился с РАО «Российские железные дороги» и вот уже десант из жителей Томска, Новосибирска, Барнаула и Москвы отправился 17 августа в путешествие общей протяженностью 12 тысяч километров. 7 сентября западносибирские журналисты встретились с иркутскими деятелями информационных искусств, дабы поведать об этом выдающемся событии миру.



Промчавшись галопом (а темп «полтора дня на один город» заслуживает только такого определения) по БАМу от Усть-Кута до Советской Гавани, участники экспедиции под руководством Ирины Жилавской и Ирины Яблоковой сделали сенсационное открытие: всюду жизнь! В ходе своей «Героической Поездки» (это – подлинная цитата из вступительной речи ведущего пресс-конференции) молодые журналисты встречались с бывшими строителями БАМа, их детьми и даже внуками и все пытались понять, как сказала Ирина Жилавская: «Соответствует ли действительность тем мифам, которые мы создаем?». Как человек, к созданию мифов непричастный, рад за Ирину Владимировну и ее коллег – выяснилось, что нет, не соответствует. БАМ, вопреки сведениям, полученным главным образом из Интернета (это такое место, где Сибирь называют «малоинтересной электоральной базой», а Ангарску приписывают 350 лет от роду), оказался местом, где есть буквально все – и бывшие романтики, и бывшие бегуны на длинные дистанции за длинным рублем, и бывшие уголовники… И вообще все виды, типы и вариации человеческой психики, образа жизни и моделей поведения. Как и в любом другом городе, поселке городского типа и крохотном гарнизоне на безлюдном острове в Тихом океане, добавил бы я от себя.



Временами в заочном споре с очернителями Великой стройки у томичей отказывала логика. С одной стороны, сказала госпожа Жилавская, существует информационный вакуум, а с другой идет искаженная информация. Я по образованию не физик, но сдается мне, там, где есть вакуум, там ничего другого уже нет. В переводе на гуманитарный: или информация идет плохая, или ее нет вовсе; то и другое одновременно НЕ БЫВАЕТ. Когда прозвучала фраза: «Нам приходилось ветеранов БАМа уговаривать – ситуация меняется, мы-то это чувствуем…» - я, признаться, растерялся. Что это – цинизм или наивность? Впервые проездом побывав в другом регионе, вы позволяете себе уговаривать аборигенов, отдавших ему жизнь - и собственную, и потомков своих? Не много ли на себя берете?



Подчиняясь камертону руководителя экспедиции, все журналисты запели в унисон. Каждый счел своим долгом сказать, что БАМ не соответствует образу «дороги в никуда», каковой образ формируют вышеупомянутые публикации в Интернете. Правда, журналист ГТРК «Алтай» Михаил Шершенев тут же обмолвился, что «люди живут за счет дороги, это градообразующее предприятие». Если ВСЕ люди живут за счет дороги, то получается, что эти города ничего не производят, существуя лишь ради обслуживания транзитных грузов. По-моему, так. А если так, то БАМ – в величайшем подвиге его строителей, как и в его реальной стратегической необходимости я ни секунды не сомневаюсь – существует до сих пор, увы, именно как «дорога не туда». Не так важно, окупились ли вложения в БАМ, в контексте данного разговора важно то, что он не послужил целям быстрого освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Вот и Михаил продолжил: «Меня большего всего поразили красоты Восточной Сибири». Не мощь промышленных предприятий, ни шахты и заводы, не многолюдные города – красоты дикой природы (кстати, сильно пострадавшей при строительстве).



Журналисты телекомпании «Алиса» Дарья Мартын и Вячеслав Некряч сняли по ходу путешествия фильм о людях, построивших БАМ и оставшихся там жить. Решено было показать историю магистрали через людские судьбы, - объяснила Дарья свои планы. Ну и слава богу, что фильм снять, а не учебник написать, а то бы дети прочитали спустя технологически обусловленный срок: «В предвоенный период дорогу начинали строить заключенные ГУЛАГа, с тем, чтобы после начала войны разбирать ее и отправлять рельсы на переплавку». Тут уж вы меня извините: надо быть полным кретином, чтобы отправлять на переплавку рельсы, которых и без того не хватало. Ветераны-железнодорожники соврать не дадут: изделие было стратегическое, в иное время поважнее танков.



И все-таки учебник не учебник, но книжку по итогам путешествия напишут, фильм снимут и в урочный час презентуют в Томске, Иркутске и Гарварде. После этого участники и руководители экспедиции могут повторять фразу «На нас никто не давил» как мантру, до полного самоуспокоения, да только веры им уже нет. Если в условиях задачки написано, что это – судя по пресс-релизу – только часть работы, а впереди еще другие магистрали Сибири; если спонсором является РАО РЖД; если – по удивительному совпадению! – именно в те дни, когда участники экспедиции приставали к строителям БАМа, Владимир Путин обсуждал проблему дороги с руководством РАО; если заранее сказано, что фильм будет участвовать в конкурсе «ТЭФИ» - то в ответе, как не переставляй слагаемые, будет написано: «История фабрик и заводов».



С молодых участников экспедиции спрос сообразный опыту и знаниям (сиречь практически никакой), а вот руководители проекта должны помнить это детище Максима Горького. Возможно, это еще один миф, созданный на потребу эпохе, но утверждают, что классик социалистического реализма в какой-то момент жизни начал стыдиться некоторых томов коллективного труда. Особенно неприятен стал ему очерк о Беломоро-Балтийском канале, по которому коллектив авторов провезли доброжелательные сотрудники НКВД (или еще ОГПУ?), чтобы показать, как труд перековывает кулаков и вредителей. Конечно, на ББК, как и на БАМе, были разные люди – кто-то попал туда по навету, а кто-то за реальное преступление; кто-то искупил преступление ударным трудом и даже получил трудовой орден, а кто-то затаил злобу на советскую власть и еще клеветал какое-то время про подвиг советского народа – дескать, из-под палки, дескать «без туфты и аммонала не построил б канала»…



Еще один писатель, при жизни признанный классиком языкознания и большим ученым, предупреждал: «Дальние аналогии – опасные аналогии». Возможно, это рассуждение как раз из числа «дальних аналогий», но что-то меня беспокоит возрождение в России жанра «книга-клич». Один из участников экспедиции сделал примечательную оговорку: старые БАМовцы ждут, что на эту землю придет новая комсомольская стройка… И я таки представляю, как будет называться тот «комсомол», и что – примерно – будут писать в газетах, и как потом первопроходчики, брошенные во времянках на десятилетия, будут проклинать того, кто оставил их на новом БАМе – «…с х..ом отмороженным».



Автор: Василий Громов. Источник: Бабр.ру

версия печати      Адрес новости: http://ust-kut.ru/news.php?readmore=36

Все Новости


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

1