Имя Пароль


Статьи, Публикации, Письма ...

Скоростное руление в критических ситуациях
Опубликовал: KIT 26.11.2006 14:18 просмотров (9010) ·

Скоростное руление в критических ситуациях

автор:  Эрнест Сергеевич Цыганков

 

 

От автора

Безопасность любого водителя в критических ситуациях во многом зависит от скорости руления. Управление автомобилем в обычных условиях не требует особой быстроты движений. Даже малоопытный водитель может распознать явно критические ситуации и отреагировать на них снижением скорости или другими действиями, уменьшающими опасность. В арсенале опытных водителей имеются опережающие приемы, позволяющие сохранить устойчивость и управляемость автомобиля при экстренных маневрах.

Однако любой водитель, опытный или новичок, может допустить ошибку в прогнозе и тогда в большинстве случаев требуется предельная скорость руления, чтобы стабилизировать автомобиль или быстрым маневром сгладить критическую ситуацию. Притом имеется много примеров, когда даже высококвалифицированные водители не сумели преодолеть последствия допущенных ошибок. Так, один из лучших автогонщиков России, мастер спорта международного класса, одиннадцатикратный чемпион страны и призер раллимарафонов В. Гольцов имел на тренировках и соревнованиях несколько тяжелых аварий, в одной из которых его спортивный автомобиль перевернулся 8 или 10 раз (очевидцы несколько расходятся во мнениях). Сам В. Гольцов, анализируя эту ситуацию на спортивной трассе в Тбилиси, считает, что привела к ней ошибка в прогнозе крутизны поворота, а острота ситуации была связана с явно недостаточной скоростью руления. В то же время многие опытные водители не видят и не хотят признавать своих ошибок. Однако экспериментальное обследование более 10 тыс. профессиональных водителей показало, что большинство из них (около 89%) имеют неудовлетворительные показатели в скорости руления. О чем говорит этот факт? О том, что при попадании в сложную критическую ситуацию, например в критический занос или вращение, эти водители имеют минимальные возможности избежать ДТП.

К сожалению, ни одна автошкола не обучает технике руления, и ни в одном учебнике для водителей нет материала по этой технике. Там речь идет лишь об обычных приемах, которые позволяют безопасно выполнять повороты, развороты и другие маневры в стандартных и сложных условиях движения. В учебниках и многих публикациях для водителей рекомендуется при возникновении вращения автомобиля повернуть рулевое колесо (РК) в сторону заноса. Все водители знают об этих действиях, однако большинство из них не может стабилизировать автомобиль. Одна из причин - недостаточная скорость руления. Оказывается, что эффекта можно достичь даже при глубоком заносе, если за 1 с сделать не меньше трех движений руками (1). Например: поворот РК двумя руками на 120 градусов, перехват одной рукой из нижнего сектора в верхний и поворот еще на 120 градусов, повторный перехват другой рукой и вновь поворот на 120 градусов. Этот пример не из области недостижимого, а из "обычной" критической ситуации, в которую попадает большинство водителей вне зависимости от степени квалификации и опыта. Только для немногих, прежде всего для автоспортсменов, есть гарантированная возможность избежать ДТП. Для большинства необученных и нетренированных водителей перспективы пессимистические. А если учесть, что и исходное положение (ИП) рук на РК не обеспечивает готовности к экстренным действиям, то можно не удивляться тому, что больше одного движения в секунду выполнить невозможно, а следовательно, не удастся прекратить критический занос или вращение автомобиля.

Наверное, из-за отсутствия в арсенале мастерства необходимых навыков многие водители пытаются заменить скоростные действия рулевым колесом рефлекторным торможением. Однако это еще больше снижает безопасность. Автомобиль из-за заноса переходит в боковое неуправляемое скольжение, которое чаще всего оканчивается либо на обочине, либо на встречной полосе.

Кроме быстроты, другим важным компонентом является точность руления. Передние управляемые колеса серийного автомобиля скрыты от зрительного контроля водителя. Многих критических ситуаций можно было избежать, если бы водитель точно знал их положение. Например, если на повороте начинается снос передних колес, нельзя доворачивать колеса на больший угол. Мы знаем об этом хорошо, однако "рефлекс страха" заставляет нас делать это многократно, отчего полностью теряется управляемость автомобиля. Для опытных водителей "мышечная память" рук дает очень точную информацию о положении колес автомобиля. Руки профессионала тонко ощущают реакцию автомобиля на дорогу и в ряде ситуаций затормаживают скоростные реакции водителя при рулении, предотвращая потерю управляемости во время скоростных маневров.

О быстроте и точности руления можно говорить очень много важного, но никакие беседы и лекции не смогут заменить необходимых навыков, которые приобретаются только на практических занятиях. Самый короткий путь к мастерству можно преодолеть всего за 10 практических занятий, но при одном условии: за один цикл подготовки нужно выполнить не менее 10 тыс. (!) различных скоростных движений. Это позволяет добиться такой степени автоматизма, чтобы обеспечить безопасность в критических ситуациях, связанных с потерей устойчивости и управляемости автомобиля, и скомпенсировать ошибки в управлении.

Для более легкого усвоения техники скоростного руления основные действия по управлению автомобилем объяснены в приложении к книге.

 

Техника скоростного и силового руления

Скоростные способы

К скоростному способу руления прибегают в сложных и опасных ситуациях, чаще всего для экстренной компенсации ошибки в управлении автомобилем. рис.2.1Применяются следующие варианты действий: одной рукой, поочередно обеими руками, одной-двумя или двумя-одной руками. Во всех случаях для обеспечения высокой скорости поворота РК более чем на 18О° следует пользоваться перекрестными перехватами. Правда, это противоречит обычному представлению о рулении как об управлении без перекрещивания. Однако перекрестные движения являются важными элементами скоростного руления. Они сокращают время самих действий, позволяют использовать преобладающую силу мышц-сгибателей и поэтому эффективны. Существует несколько схем последовательных, действий водителя при повороте РК.

Поворот РК направо одной рукой (рис. 2.1): 1 - положение правой руки до начала поворота; 2 - переход от захвата обода колеса к рулению тыльной стороной кисти; 3 - руление тыльной стороной кисти в нижнем секторе РК; 4 -. переход к открытому "хвату" через ребро ладони; 5 - руление открытым "хватом" и переход к закрытому; 6 - руление закрытым "хватом".

Поворот РК направо поочередно обеими руками с перекрестными перехватами рис.2.2 (рис. 2.2): 1 - положение рук до начала поворота; 2 - поворот РК до момента перекрестного перехвата правой рукой; 3 - поворот РК левой рукой с одновременным перехватом правой (начало перекрестного перехвата); 4 - поворот РК после перехвата правой рукой до момента перехвата левой; 5 - поворот правой рукой и перекрестный перехват левой; б - поворот РК после перехвата левой рукой и перехват правой (завершение перекрестного перехвата).

Таким образом, начальная фаза вращения осуществляется двумя руками из ИП "9 - 3" или "10 - 2" (по аналогии с циферблатом часов) до момента, когда левая рука приблизится к мнимой цифре 11, а правая к 5. Далее правая рука быстро переносится к цифре 12.

Важно отметить, что захват обода РК в верхней точке ни в коем случае не должен сопровождаться ударом. А это возможно лишь при условии, если кисть правой руки в момент захвата уже двигалась по дуге со скоростью движения обода. Выглядит это так. Водитель, перенося руку по прямой из положения "5" в положение "12", одновременно приближает пальцы к ободу и начинает движение руки в направлении вращения РК. Полный захват завершается где-то между цифрами 1 и 2. Правая рука в полную силу включается в работу, а левая начинает перекрестный перехват: стремительно движется вверх из положения "5" в положение "12" и мягко захватывает РК. Все руление происходит на боковом секторе от "1" до "5". И это не случайно. Получается, что руление состоит как бы из одних тянущих силовых движений.

Умея точно прогнозировать свои действия на повороте с учетом его крутизны и скорости прохождения, можно допустить изменение стандартного

положения рук на РК. Заранее зная предстоящий угол, на который надо повернуть РК, необходимо предварительно захватить его с таким расчетом, чтобы при движении в повороте, когда потребуются максимальное напряжение и точность руления, действовали обе руки. Схематичная последовательность действий следующая.

Предварительный захват РК при подготовке к повороту налево рис.2.3 (рис. 2.3): 

1 - положение рук до начала подготовки к повороту; 2 - предварительный захват до начала поворота РК; 3 - поворот РК налево (левая рука поворачивает обод, правая скользит по нему); 4 - положение рук на РК в, повороте.

Более 50% ДТП происходит из-за отсутствия навыков скоростного руления. Начальный момент потери устойчивости автомобиля, малейшее движение его задней оси в сторону водитель высокой квалификации может заметить уже через 0,3 - 0,5 с. Вот тут-то, пока занос еще не стал критическим, и необходимы скоростные навыки, чтобы пресечь неблагоприятное развитие событий.

Силовой способ

В критических ситуациях силовой способ руления используется в случае потери автомобилем поперечной устойчивости, если скорость движения была небольшой и если водитель вовремя (в начальной фазе) сумел "разгадать" занос, а также для удержания автомобиля в пределах своей полосы движения при наезде на какое-либо препятствие. Руление силовым способом может осуществляться одной или двумя руками одновременно без перехвата обода РК из стандартного положения "10 - 2" на угол до 140° Кроме того, оно может выполняться поочередно каждой рукой с перехватами другой. При этом РК водитель поворачивает на люборис.2.4й нужный угол без перекрестных движений (смен) рук. Рулевое колесо как бы передается из руки в руку. На рис. 2.4 показан один из вариантов поворота РК направо силовым способом, выполняемым поочередно двумя руками с перехватами.Схема последовательных действий при силовом способе руления следующая.

Поворот РК направо силовым способом: 1 - положение рук до начала поворота; 2 - правая рука поворачивает РК направо, левая скользит вниз; 3. - перехват в нижнем секторе РК; 4 - левая рука поворачивает РК, правая скользит вверх.

Возвращение РК после поворота автомобиля может осуществляться и силовым, и скоростным способами. Однако на практике водитель часто отпускает РК и ждет, пока оно само возвратится в нейтральное положение (раскрутится). С точки зрения безопасности, это недопустимо. При неправильной регулировке углов установки колес или чрезмерной затяжке рулевого механизма руль после его отпускания может остаться на месте, и даже применение скоростного руления не поправит ситуацию. Неожиданность ситуации зачастую парализует волю водителя, он не может понять, что происходит и не успевает вовремя предпринять нужные действия.

В заключение несколько слов о стиле руления мастеров экстра-класса. При просмотре видеозаписей тренировок сборной команды страны по авторалли чаще всего отмечаются те или иные недочеты в действнях рулевым колесом практически у всех спортсменов. И все же эти недочеты скорее выражают индивидуальность каждого гонщика, чем свидетельствуют о серьезных ошибках. Отчетливее всего характерный стиль управления автомобилем прослеживается у мастеров спорта международного класса В. Гольцова, Н. Елизарова и Н. Больших. Все они обладают способностью в любой ситуации ни на мгновение не терять контакта с РК. Слияние рук с рулем таково, что он становится как бы дополнительным органом чувств, способным чутко ощущать автомобиль, тонко воспринимать его контакт с дорогой, и точно передавать это ощущение рукам.

Типичная картинка при видеозаписи на тренировке (зимой): на экране монитора - часть панели приборов, обод РК и набегающая панорама зимнего леса. Из динамика приглушенно доносится звук двигателя, работающего на максимальных оборотах. Легко представить, как автомобиль, оставляя за собой клубы снежной пыли, стремительно мчится по дороге. Наблюдая за руками гонщика, чувствуешь огромное внутреннее напряжение спортсмена и восприимчивость его к малейшим отклонениям от избранной траектории. Это еще в большей степени подчеркивается лаконичностью движений рулевым колесом, что говорит о высочайшем умении распознать, а скорее даже предугадать опасность потери устойчивости автомобиля еще до того, как начался занос, и мгновенно, импульсным воздействием на РК сделать необходимую поправку и удержать машину в нужном положении и направлении.

Задачи методики тренажерной контраварийной подготовки

Начальным этапом контраварийной подготовки является овладение рациональной техникой управления рулевым колесом (техникой руления). Специальные упражнения, подразделяемые на подготовительные, основные, дополнительные, имитационные (контраварийные) и контрольные, изучаются и совершенствуются на тренажере (специальном устройстве или автомобиле с вывешенной передней осью). Упражнения направлены на овладение двигательными навыками управления рулевым колесом. Главная задача - освоить приемы скоростного руления одной и двумя руками. Этот вид руления применяется для компенсации допущенных водителем ошибок за счет быстрого вращения РК.

Неопытный водитель часто обладает поздней реакцией на занос, его приемы руления нерациональны. Поэтому чем ниже квалификация и опыт водителя, тем более высокими показателями скоростного руления он должен обладать, чтобы стабилизировать с помощью руления автомобиль при временной потере устойчивости и управляемости.

На занос малой амплитуды (при разгоне и экстренном торможении) водитель реагирует импульсным скоростным рулением без смены рук, на критический занос - круговым рулением одной или двумя руками. Резкий занос гасится действиями одной руки, ритмический занос (при экстренном объезде препятствия, уходе от столкновения, серии резких маневров) - только скоростными действиями двух рук. Таким образом, круг педагогических задач тренажерной подготовки очень широк и многогранен.

Тренажерная подготовка дает возможность освоить рациональные способы управления рулевым колесом, изучить основные элементы руления, последовательность взаимосвязанных движений руками. Водители учатся наиболее эффективно использовать силу мышц, избегать непроизводительных действий, сокращать время их выполнения. Наиболее важные моменты в этом процессе - овладение техникой скоростного руления на боковом секторе РК и быстрых корректирующих действий, техникой руления одной рукой с обеспечением динамического контакта руки с ободом РК на всей траектории (перекат).

Эти приемы выявлены у лучших водителей и автоспортсменов. Они направлены на стабилизацию автомобиля в критических ситуациях дорожного движения. Освоение приемов позволяет повысить скорость руления опытным водителям со стажем работы более 5 лет на 10 - 15%, молодым водителям со стажем работы менее 3 лет до 40%.

Важным условием являются координационные способности водителя и его физическая подготовка.

Упражнения контраварийной подготовки позволяют сформировать базовые навыки безопасного управления автомобилем, которые во многом определяют надежность водителя в критических дорожно-транспортных ситуациях.

 

Подготовительные упражнения

(1) "Маятник" левой рукой на два счета

(2) "Маятник" правой рукой на два счета

Задача: отработка координации движения рук при перекрестном перехвате.рис.4.1

Содержание упражнения 1 (рис. 4.1): ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2", 1 - левая рука поворачивает обод вправо до положение "2", правая перехватывает его сверху в положении "10" (перекрестный перехват); 2 - возврат в ИП.

Содержание упражнения 2 (рис. 4.2): ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2"; 1 - правая рука поворачивает обод влево до положения "10", левая перехватывает его сверху в положении "2" (перекрестный перехват); 2 - возврат в ИП.

Дозировка: рис.4.2с 1-го по 3-е занятия - 8 - 12 раз по 20 - 30 с без форсирования скорости выполнения упражнения; с 4-го по 8-е занятия - 6 - 8 раз по 15 - 20 с с увеличением скорости выполнения упражнения до появления ошибок.

Методические указания

Упражнение является самым простым в методике тренажерной подготовки: одна рука выполняет серию поворотов и возвратов РК в ИП (структура действий напоминает движения маятника), а другая осуществляет перекрестные симметричные противоположно направленные действия - перехваты (перенос руки над РК по дуге последовательно в положение "10", "2", "10", "2" и т. д.). Оно позволяет освоить элементы руления (хват, тягу, захват и перехват РК, перенос руки) и является базовым для изучения сложных скоростных действий. Вначале упражнение разучивают расчлененным методом с многократным повторением действий на каждый счет и проверкой правильности положения рук. Желательно, чтобы этот этап обучения был минимальным, иначе обучаемый долго не сможет перейти к непрерывному рулению.

Темп выполнения упражнения - от медленного до среднего на первых 2 - 3 занятиях и до максимального на последующих, При появлении ошибок в технике руления или сбое в координации темп выполнения необходимо снизить. Если восстановить координацию движений рук сразу не удается, нужно сделать 2 - 3-минутный перерыв.

Прежде чем приступить к обучению, необходимо убедиться в точности и симметричности положения рук водителя и полном захвате обода РК. В ходе обучения последовательно достигаются: точность выполнения перекрестного перехвата (хваты только в точках "10" и "2"); экономичность действий (перенос рук по кратчайшему пути); непрерывность руления (отсутствие пауз между поворотом и выравниванием).

Если у обучаемого возникают трудности с освоением координации движений, вводится дополнительное подводящее упражнение, при котором координация изучается расчлененным методом: вначале отрабатывают действия руки, выполняющей тягу, а затем руки, выполняющей перекрестный перехват.

Типичные ошибки:

  • угол поворота РК больше или меньше 120°,

  • высоко поднята рука в фазе перехвата;

  • задержка рулевого колеса перед возвратом в исходное положение.

(3) "Маятник" каждой рукой попеременно на четыре счета

Задача: отработка взаимодействия рук при ритмичных поворотах РК вправо и влево.

Содержание рис.4.3(рис. 4.3): ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2"; 1 - левая рука поворачивает обод вправо до положения "2", правая перехватывает его в положении "10"; 2 - возврат в ИП; 3 - правая рука поворачивает обод РК вправо до положения "10", левая перехватывает его в положении "2"; 4 - возврат в ИП.

Дозировка: 4 - 6 раз по 25 - 30 с с интервалами для отдыха по 30 с в каждом занятии;

Методические указания

Большинство приемов руления сводится к движениям поворот-выравнивание. В нормальных условиях эти действия могут быть растянуты по времени, в критических ситуациях - укладываться в десятые доли секунды. Для стабилизации автомобиля на скользкой дороге во время экстренного торможения может потребоваться целая серия движений, притом суммарное опоздание может привести к критическому заносу и вращению. Поэтому необходимо научиться предельно быстрой ритмичной работе рулевым колесом.

Базой для обучения являются упражнения 1 и 2, в которых заложена элементарная координация действий поворот-выравнивание отдельно для правой и левой рук. Таким образом, упражнение 3 представляет собой как бы сумму упражнений 1 и 2, выполняемых непрерывно. При обучении последовательно достигаются: объединение действий, изученных в упражнениях 1 и 2, в общую структуру; непрерывность и плавность руления за счет опережающих действий по перехвату; последовательное повышение скорости руления до максимальной на каждом этапе обучения и совершенствования.

Упражнение считается изученным при такой скорости руления, когда визуально становится трудно проследить за движением рук.

Типичные ошибки:

  • те же, что и в упражнениях 1 и 2;

  • фиксируемая остановка РК при перехватах и перед возвратом в ИП;

  • несимметричное положение рук.

Примечание. После изучения упражнения необходимо выполнять его в качестве разминки перед каждым последующим днем обучения.

(4) Поворот-выравнивание на восемь счетов

Задача: формирование "мышечных чувств" для контроля положения РК.

Содержание рис.4.4(рис. 4.4): ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2"; 1 - правая рука поворачивает обод влево до положения "10", левая перехватывает его в положении "2"; 2 - левая рука поворачивает обод РК влево до положения "10", правая перехватывает его в положении "2"; 8 - см. счет 1; 4 - см. счет 2; 5 - выравнивание (возврат) РК левой рукой вправо до положения "2", правая перехватывает обод в положении "10"; 6 - выравнивание РК правой рукой до положения "2", левая перехватывает его в положении "10"; 7 - см. счет 5; 8 - см. счет б, далее возврат в ИП.

Дозировка: по 15 - 20 повторений в трех учебных занятиях.

Методические указания

Многие критические ситуации возникают из-за того, что водитель не представляет точно положение управляемых колес. Например, резкий поворот РК на повороте приводит к сносу колес и потере управляемости. Даже в такой простейшей ситуации, как выезд задним ходом из сугроба, повернутые колеса приводят к пробуксовке ведущих колес и остановке автомобиля.

Развить "мышечную память", позволяющую контролировать положение колес, помогает простейшее упражнение, в котором с помощью серии стандартных (одинаковых по амплитуде) поворотов и выравниваний управляемых колес автомобиля можно научиться точно определять их положение.

Структура действий в упражнении следующая: поворот РК влево на 120° правой рукой + поворот РК влево на 120° левой рукой; возврат (выравнивание) РК на 120° левой рукой + возврат (выравнивание) РК на 120° правой рукой.

Если упражнение выполнено правильно, то после полного цикла руления РК должно возвратиться точно в ИП. Для зрительного контроля на ободе в точке, соответствующей положению 12, должен быть ориентир (лента лейкопластыря или цветной изоляции).

После того как водитель освоит координацию упражнения, можно переходить к рулению с закрытыми глазами. Открывать их нужно после выполнения счета 8.

Упражнение несет в равной степени учебные и контрольные функции. Оно требует от обучаемого "мышечного" самоконтроля, от преподавателя - внешнего контроля и срочной информации о точности действий.

Упражнение отрабатывается в четыре этапа:
1 - освоение координации в медленном темпе с контролем центральным зрением;
2 - формирование "мышечного чувства" с контролем периферическим зрением (центральное зрение занято наблюдением за объектами, расположенными впереди водителя);
3 - совершенствование "мышечной чувствительности" без зрительного контроля (руление с закрытыми глазами);
4 - выполнение контрольных упражнений с закрытыми глазами с точным возвратом РК в ИП.

Типичные ошибки:

  • "перекрут" сильной рукой;

  • остановки вращения на каждый счет упражнения;

  • руление с открытыми глазами;

  • неточный возврат РК в ИП.

 

Основные упражнения

(5) Круговое руление с перекрестными перехватами на боковом секторе рулевого колеса

Задача: изучение техники скоростного руления двумя руками.

Содержание рис.5.1 (рис. 5.1): ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2"; 1 - поворот обода двумя руками вправо до положения "12 - 4"; 2 - левая рука поворачивает обод РК до положения "4"; правая перехватывает его в положении "12"; 3 - правая рука поворачивает обод до положения "4", левая перехватывает его в положении "12"; 4 - см. счет 2; 5 - см. счет 8.

Дозировка: ознакомление - 5 - 8 циклов "полного руления" от упора до упора; изучение - 50 - 60 циклов с паузами между 5 - 6-м повторениями; совершенствование - 180 - 200 циклов скоростного руления сериями по два-три цикла.

Методические указания

По своему характеру структура движений на- поминает лазанье по канату. Основные усилия обеспечиваются за счет включения в работу наиболее мощных у любого человека мышц-сгибателей.

Упражнение начинается из стандартного ИП. При повороте обода преобладает усилие тянущей руки. При этом оно достигает максимальных значений в точках 9 и 3, а затем снижается, так как нужно освободить тянущую руку для перехвата обода из положения "8" в положение "12" (из положения "4" в положение "12"), Перехват осуществляется сверху РК по кратчайшему пути, причем освобождающаяся рука за счет прохождения короткого пути и максимальной скорости переноса успевает достичь точки 12 и плавно без удара захватить обод, усилив хват к положению "10" ("2"), чтобы можно было приложить к рулевому колесу максимальную тягу мышц. В первых попытках особое внимание следует уделять четкой последовательности действий и рациональности движений, избегать рывков и скованности мышц плечевого пояса.

Водители с профессиональным стажем более 4 лет чаще всего выполняют руление открытым хватом, что является серьезной ошибкой. Преподаватель в таких случаях должен определить, насколько прочен этот навык, так как переучивание на руление закрытым хватом занимает намного больше времени, нежели начальное обучение. В ряде случаев при работе с квалифицированными водителями в системе переподготовки следует отказаться от переучивания и перейти на совершенствование "техники с ошибкой". Однако во всех случаях водитель должен получить информацию о том, что его действия не будут оптимальными, а открытый хват провоцирует проскальзывание руки по ободу РК при тяге с максимальным усилием. Обосновывая неправильные действия, водители часто объясняют, что при ударе о препятствие передним колесом возникают болезненные ощущения, а иногда происходят вывихи большого пальца, или при скоростном рулении большой палец натыкается на спицу РК. Эти причины неосновательны, так как часто связаны с неподготовленностью водителей. Закрытый хват физиологически обоснован и доступен для водителей любой квалификации.

Вначале разучивается круговое руление вправо, затем влево. На этапе совершенствования упражнения выполняется руление влево и вправо (от упора до упора). По мере освоения координации движений необходимо увеличивать скорость руления, доведя ее на 3 - 4-й день до максимальной.

В зависимости от способностей и обученности занимающихся упражнение может выполняться целостным или расчлененным методом. Задачи расчлененного метода:

  • изучить перенос руки по кратчайшему пути из положений "4", "8" в "12". Для этого надо остановить вращение в точке "4" ("8") и многократно переносить руку в положение "12" с поворотом РК другой рукой и возвратом обеих рук в ИП;

  • изучить глубокий перенос руки в положение "12". Нужно добиться, чтобы контакт руки с РК происходил на 10 - 15° раньше, а в положении "12" фиксировался полный захват. Желателен показ обучаемому точки контакта пальцев левой (пра- вой) руки;

  • исключить перенос руки "под себя" (в положе- ние "6" вместо "4" и "8"). Для этого преподаватель ограничивает сектор вращения, располагая свою руку в зоне бедра обучаемого. Обучаемый тоже может контролировать эту ошибку. О ней будет сигнализировать стук рукой об обод РК;

  • освоить рывковый способ руления - тягу из положения "12" в "4" ("8") выполнять не плавно, а рывком. Этот способ повышает скорость руления и облегчает выполнение перекрестного перехвата.

Типичные ошибки:

  • рука переносится не по хорде, сверху, а по дуге обода (длинный путь);

  • рука, перехватывающая РК, высоко проходит над рукой, выполняющей тягу;

  • рука, перехватывающая РК, захватывает его не в положении "12";

  • напряжение мышц верхнего плечевого пояса во время выполнения упражнения;

  • рука, перехватывающая РК, опаздывает с его захватом (слышны удары ладони по ободу);

  • открытый захват РК.

(6) Перекат (перехват) рулевого колеса правой рукой через тыльную сторону кисти

Задача: отработка переката - основного элемента техники скоростного руления одной рукой.

Содержание рис.5.2 (рис. 5.2): ИП - раскрытая кисть правой руки прижата тыльной стороной к ободу в положении "6"; 1 - перекат влево в положение "8"; 2 - перекат вправо в положение "6"; 3 - перекат вправо в положение "4".

Дозировка: 2 - 3 мин с максимальным числом повторений. Перекат является главным элементом техники скоростного руления одной рукой. Его разучивание выделено в самостоятельное подводящее упражнение.

Обучение состоит из следующих этапов: 1 - водитель поворачивает РК самостоятельно; в положении "4" ("8") следует команда преподавателя "Стоп!"; 2 - под контролем преподавателя водитель выпрямляет пальцы кисти, при этом преподаватель проверяет усилие прижатия кисти к ободу РК; 3 - преподаватель поворачивает РК из положения "4" в "8" ("8 - 4"), одновременно помогая ученику развернуть кисть на 180°, 4 - водитель сжимает кисть в закрытый хват, преподаватель контролирует правильность действий; 5 - 6 - водитель самостоятельно выполняет доворот в положение "12". Если водитель испытывает трудности в освоении координации действий при перехвате (перекате), следует включить в занятие подготовительные упражнения, целью которых является изучение движений по вращению кисти (пронации или супинации).

Для ускорения обучения преподаватель, стоя слева от обучаемого лицом к нему, кладет левую руку на обод РК в точке 12, а правую на запястье ученика. Поворачивая РК левой рукой, он контролирует правильность переката, сам разворачивая руку обучаемого. Чтобы раскрыть ладонь ученику полностью, нужно, придерживая пястье правой рукой, разогнуть левой рукой сведенные вместе пальцы. Для активизации обучения преподаватель вначале снимает с РК левую руку, а затем прекращает помогать обучаемому, контролируя выполнение упражнения лишь визуально. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы обод РК прокатывался по естественно образованной впадине при полностью раскрытой кисти между запястьем и пястью.

Типичные ошибки:

  • проскальзывание кисти по ободу РК;

  • не полностью раскрытая кисть (согнутые пальцы); скорость вращения руки не совпадает со скоростью движений РК.

Примечание. Желательно выполнять упражнения в тонкой кожаной перчатке, чтобы устранить проскальзывание кисти по ободу РК.

(7) Круговое руление одной рукой

Задача: освоение техники скоростного руления одной рукой.

Содержание рис.5.3 (рис. 5.3): ИП - левая рука удерживает обод РК в положении "12"; ! - поворот обода левой рукой влево до положения "8"; 2 - перекат через тыльную сторону кисти до положения "4"; 3 - захват обода РК закрытым "хватом" в положении "4"; 4 - "доворот" влево в положение "12", продолжение руления левой рукой влево до упора, затем возврат РК в ИП.

Методические указания

При обучении необходимо соблюдать определенную последовательность вращения РК (учебных циклов); 1 - правой рукой вправо; 2 - левой рукой влево; 3 - правой рукой влево; 4 - левой рукой вправо; 5 - правой рукой вправо до упора и возврат влево; 6 - левой рукой влево до упора и возврат вправо. Основное внимание, особенно в начале обучения, следует заострить на технике перехвата (переката) через тыльную сторону кисти. При необходимости можно вновь применить упражнение 6. Следует контролировать, чтобы обучаемые водители не отпускали обод ранее положений "8" и "4" и не продолжали руление раскрытой кистью после выполнения перехвата (переката). Целесообразно еще до начала обучения проверить "мягкость" вращения РК, "тяжелый" руль провоцирует проскальзывание кисти по ободу рулевого колеса.

Чтобы повысить эффективность упражнения, которая в конечном счете проявляется в скорости руления, необходимо решить следующие педагогические задачи:

  • обучить рывковой технике руления. Вращать РК из положения "12" в "4" ("8") нужно ускоренно, добиваясь максимальной скорости в положении "3" ("9");

  • перекат желательно выполнять, используя инерцию вращения РК после рывка рукой;

  • после переката необходим ранний захват закрытым хватом, чтобы исключить руление открытым хватом.

Вначале следует обучать рулению в одну сторону, т. е. правой рукой вправо, левой рукой влево. При обучении рулению в противоположные стороны нужно вначале снизить скорость вращения для переноса большого пальца наружу обода, а затем вновь повысить скорость, добившись автоматизма навыка. Из общей продолжительности учебного времени, выделенного на данное упражнение примерно, 60 - 70% необходимо уделить работе левой рукой.

Дозировка: циклы 1 - 4 повторить 4 - 6 раз, а циклы 5 и 6 выполнять 12 - 15 раз.

Типичные ошибки:

  • руление открытым хватом;

  • раннее открывание хвата ( до "4" и "8");

  • позднее закрытие хвата (после "4" и "8");

  • проскальзывание кисти при перехвате;

  • руление с рывками и остановками;

  • снижение скорости вращения рулевого колеса при перехвате.

(8) Руление одной рукой с рывком другой

Задача освоить технику рывка при рулении одной рукой.

Содержание рис.5.4 (рис. 5.4); ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2"; 1 - поворот обода двумя руками вправо до положения "12 - 4"; 2 - левая рука доворачивает РК до положения "4", правая перехватывает его сверху в положении "12"; 3 - резкий рывок правой рукой из положения "12" в "4", перекат через тыльную сторону кисти левой руки в положение "6"; 4 - открытый хват правой рукой в положении "4"; 5 - закрытый хват левой рукой в положении "8"; б - поворот РК вправо двумя руками до положения "12 - 4"; 7 - см. счет 2;8 - см. счета, продолжение вращения до упора.

Дозировка: число повторений зависит от координационных способностей обучаемых.

Методические указания

Данный способ применяется для обучения водителей с выраженной разницей в силе рук. Его задачи: во-первых, полное использование возможностей сильной руки и активная помощь слабой руки; во-вторых, подключение тягового усилия вспомогательной руки в момент переката РК через тыльную сторону кисти (в зоне слабого силового контакта с ободом). Упражнение вначале выполняют медленно, чтобы обучаемый мог освоить технику рывка и, одновременно, переката РК через тыльную сторону кисти.

Для освоения этого способа руления необходимо в совершенстве овладеть техникой переката (перехвата) РК в нижнем секторе через тыльную сторону кисти. Для решения педагогической задачи обучение надо разбить на два этапа: освоить технику руления способом "рывок" и объединить непрерывное руление одной рукой с рывковым рулением другой рукой.

Обучаемый из исходного положения "12" правой рукой поворачивает РК рывком вправо до положения "4", раскрывает хват и быстро переносит руку в положение "12" на захват РК для продолжения вращения. Аналогичным способом выполняется рывок левой рукой влево. Причем с каждым новым рывком скорость вращения РК должна возрастать. По мере освоения техники руления действия рук можно объединить для непрерывного вращения РК влево-вправо. После этого необходимо осваивать руление од- ной рукой с активной помощью другой (способ "подкрут").

Типичные ошибки:

  • те же, что и в упражнении 7;

  • правая рука не выполняет резкого рывка.

Дополнительные упражнения

(9) Круг одной рукой, выравнивание другой

Задача: совершенствование техники комбинированного руления одной рукой.

Содержание рис.6.1 (рис. 6.1): ИП - хват правой рукой в положении "12"; 1 - поворот РК правой рукой вправо до положения "4"; 2 - перехват через тыльную сторону кисти в положение "8"; 3 - захват обода РК закрытым хватом в положении "8"; 4 - доворот правой рукой вправо в положение "12", смена рук; 5 - выравнивание (возврат) РК левой рукой влево до положения "8"; 6 - перекат через тыльную сторону кисти в положение "4"; 7 - захват обода РК закрытым хватом в положении ."4"; 8 - "доворот" левой рукой влево до положения "12" (ИП).

Дозировка: 80 - 100 повторений циклами по 6 - 8 раз с интервалами для отдыха 15 - 20 с.

Методические указания

Упражнение имитирует реальные условия стабилизации автомобиля при ритмическом заносе на скользкой дороге. Смена рук при скоростном рулении вызвана необходимостью компенсации заноса одноименной рукой, т. е. заноса вправо - правой рукой, заноса влево - левой.

Водитель вращает РК одной рукой на 360° с . перекатом через тыльную сторону кисти, в положении "12" происходит смена рук, и выравнивание в ИП выполняется другой рукой. Техника смены рук должна исключить остановку вращения РК, т. е. между поворотом и выравниванием не должно быть паузы. Для быстрой смены направления вращения РК водитель заранее подготавливается: поднимает руку из ИП на бедре к рулевому колесу, осуществляет скользящий хват в положении "12", закрывает хват в момент соприкосновения двух рук. Закрытие хвата является сигналом к выравниванию.

Типичные ошибки:

  • фиксируемая остановка РК для смены направления руления; руление открытым хватом;

  • ИП для руки, подключающейся к рулению, в зоне над РК.

(10) Круг двумя руками, выравнивание одной рукой

Задача: совершенствование техники комбинированного руления.

Содержание рис.6.2 (рис. 6.2): ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2"; 1 - поворот РК двумя руками влево в положение "8 - 12"; 2 - поворот обода правой рукой до положения "8", левая перехватывает его в положении "12"; 3 - поворот обода левой рукой до положения "8", правая перехватывает его в положении "12"; 4 - правая рука переносится на рычаг КП, левая поворачивает рулевое колесо вправо до положения "4"; 5 - перекат левой рукой в положении "8"; б - "доворот" левой рукой до положения "12",

Дозировка: число повторений зависит от координационных способностей обучаемого.

Методические указания

Упражнение предназначено для повышения скорости руления в заключительной фазе стабилизации автомобиля при критическом заносе, а так- же для переключения передачи по ходу маневра.

Завершая вращение РК на 360° двумя руками, водитель переходит к ускоренному рулению одной рукой. Упражнение включает два способа руления: двумя руками с перекрестными перехватами на боковом секторе РК и одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти. Методику выполнения см. в упражнениях б - 9.

Как и в упражнении 9, смена приемов руления может вызвать у обучаемых излишнюю скованность. Чтобы избежать этого, необходимо: начинать упражнение на невысокой скорости; осваивать координацию переключения скорости руления (двумя руками - медленно, одной - быстро); основное внимание уделять переходу от руления двумя руками - к рулению одной; избегать равномерного руления, для чего использовать рывковый способ.

Типичные ошибки:

  • те же, что и в упражнениях 6 - 9;

  • сбой (задержка во второй фазе) во время смены способа руления;

  • проскальзывание тыльной стороны кисти по ободу РК в момент переката.

(11) Круг одной рукой, доворот двумя руками

Задача: изучить технику комбинированного скоростного руления одной-двумя руками.

Содержание рис.6.3 (рис. 6.3); ИП - хват левой рукой в положении "12"; 1 - поворот левой рукой вправо до положения "4"; 2 - перекат через тыльную сторону кисти и захват РК в положении "8"; 3 - поворот обода левой рукой вправо до положения "12"; 4 - доворот левой рукой до положения "4", правая рука захватывает обод в положении "12"; 5 - поворот обода правой рукой до положения "4", левая перехватывает его в положении "12".

Дозировка: три занятия по 5 циклов из 10 - 15 повторений с интервалами для отдыха 15 - 20 с.

Методические указания

Прием применяется как способ стабилизации автомобиля при прохождении поворота на скользкой дороге в управляемом заносе. Круг одной рукой (вращение РК на 360°) выполняется быстрее, нежели двумя из-за меньшего числа перехватов. Для вращения на 360° одной рукой требуется один перехват (перекат) в нижнем секторе РК, для вращения двумя руками - два перехвата на боковом секторе РК, поэтому в критической ситуации, связанной с вращением автомобиля, выполняется вначале круг одной рукой, а затем к рулению подключается другая рука, чтобы точнее воспроизвести необходимый угол поворота колес.

Техника выполнения упражнения изложена в упражнениях 6 - 9. Вторая рука подключается в положении "2" ("10") без остановки или снижения скорости руления.

Чтобы повысить заинтересованность обучаемых в выполнении упражнения, необходимо объяснить реальное применение этого способа руления в критических ситуациях движения. Доворот двумя руками предназначен для стабилизации автомобиля в заносе или других ситуациях, когда первыми действиями не удалось вернуть автомобилю поперечную устойчивость. Педагогическая за- дача - освоить двухскоростную координацию: быстро - очень быстро. Завершенный круг одной рукой является сигналом для скоростного руления двумя руками.

Типичные ошибки:

  • те же, что и в упражнениях 6 - 9;

  • равномерное руление;

  • нечеткое подключение руки в завершающей фазе руления;

  • сужение зоны хвата при рулении двумя руками.

Имитационные упражнения (контраварийные действия)

(12) Реакция водителя на занос вправо

(13) Реакция водителя на занос влево

Задача: формирование начальных навыков стабилизации автомобиля при заносе малой амплитуды.

Содержание упражнения 12 рис.7.1(рис. 7.1): ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2"; 1 - поворот РК рывком двух рук до положения "12 - 4"; 2 - плавный возврат в ИП.

Содержание упражнения 13 (рис. 7.2): ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2"; 1 - поворот РК рывком двух рук до положения "8 - 12"; 2 - плавный возврат в ИП.

Дозировка: 7 - 8 циклов по 1О - 15 повторений в каждом занятии. Общее число повторений 200.

Методические указания

версия печати

Отзывы:


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

1


Статьи раздела:

Авто-Клуб



Барщина и оброк возвращаются!!!
Беспредел правительства РФ.

Безопасное прохождение поворотов
Большинство водителей любой квалификации чувствуют себя очень неуверенно, подъезжая к повороту на критической скорости. Это вполне естественно - программы их подготовки умалчивают о реальных выходах из таких ситуаций, а умудренные опытом "бывалые" предлагают советы типа "ехать потише"

Выкидной ключ
Мода на автомобильные аксессуары разнообразна и непредсказуема, как и мода на другие признаки подтверждения статуса человека. Не обошла она своим вниманием и эту маленькую, и, казалось бы, такую незначительную часть интерьера машины.

ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ
Если вас остановили в неудобном месте (на безлюдной улице, вне насаленного пункта, в темное время суток …), из машины не выходите. Переговоры ведите через приоткрытое стекло левой дверцы. Машина при этом должна стоять на передаче, чтобы в удобный момент дать газ и сорваться с места.

Покупка Авто - обзор
Перед многими людьми, которые хотят приобрести автомобиль, встаёт вопрос – что же купить внедорожник, седан или минивен? В данной статье постараемся разобраться с этим, рассмотрев модели каждого из этих классов и выбрав современные модели автомобилей

Скоростное руление в критических ситуациях
Безопасность любого водителя в критических ситуациях во многом зависит от скорости руления. Управление автомобилем в обычных условиях не требует особой быстроты движений.

Страхование автотранспорта: особенности
С каждым годом на дорогах появляется всё больше машин. Разумеется, значительное количество водителей имеют небольшой стаж и низкий уровень навыков

Архивы Новостей:
      2011     |   2010     |   2009     |   2008     |   2007     |   2006